В Минском инновационном университете сначала – знания, а потом диплом

На вопросы корреспондента "Абитуриент.by" ответил ректор Минского инновационного университета, доктор экономических наук, профессор Суша Николай Васильевич.

- Николай Васильевич, для начала, пожалуйста, расскажите о самом актуальном: насколько хорошо обстоят дела у выпускников МИУ на рынке труда?

- В Республике Беларусь установленная норма трудоустройства выпускников учреждений высшего образования составляет 70%. То, что 30% оставшихся специалистов остаются невостребованными, считается допустимым явлением. Согласно официальной информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь только 0,3% выпускников нашего университета становятся на учет в качестве безработных. Этот показатель говорит о высоком уровне востребованности специалистов, получивших образование в Минском инновационном университете (МИУ), которые, как правило, работают в реальном секторе экономики или создают собственные фирмы. Также это свидетельствует о востребованности рынком труда тех программ, по которым осуществляется подготовка специалистов в МИУ.

- В чем секрет успеха?

- Успех реализации любой программы, в том числе и образовательной, зависит от наличия условий, необходимых для ее выполнения. Отличительной особенностью МИУ является наличие таких условий, которые позволяют подготовить компетентных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов.

У нас отсутствует подготовка за счет средств государственного бюджета. Поэтому мы можем гибко реагировать на запросы рынка труда, осуществлять подготовку только по тем программам, которые актуальны на современном этапе развития общества, отказавшись от подготовки специалистов, которым будет сложно трудоустроиться.

Программы обучения в МИУ составляются таким образом, что все дисциплины (особенно это касается дисциплин, определяемых МИУ самостоятельно) наполнены современным содержанием, направленным на подготовку компетентного специалиста. Они построены на основе анализа потребностей рынка труда с учётом перспективных направлений развития в той области, по которой ведется подготовка. Программы ориентированы не на традиционный процесс передачи знаний (зачастую излишних, устаревших и не нужных будущему специалисту), а на результаты обучения, т.е. на то, что должен знать, уметь и применять будущий специалист.

Ориентация на запланированные результаты обучения при разработке образовательной программы имеет ряд преимуществ:

– помогает студенту понять, что от него ожидается в процессе обучения, как и по каким критериям, будет оцениваться достигнутый результат, какой объем материала необходимо изучить, какие необходимо приложить усилия, чтобы достичь установленного результата обучения;

– позволяет преподавателям методически грамотно выбирать стратегию обучения, которая соответствует запланированным результатам, поддерживать актуальность содержания подготовки, обеспечивать связь с рынком труда и оперативно реагировать на его запросы.

В настоящее время получение высшего образования носит массовый характер. В МИУ по программам обучения формируются небольшие потоки, как правило, 1 или 2 группы. Это позволяет нам индивидуализировать образовательный процесс, обеспечить заинтересованным студентам индивидуальную траекторию обучения.

- В названии Вашего учреждения высшего образования есть слово "инновационный". А какие инновационные образовательные технологии применяются непосредственно в самом процессе обучения?

- В организации учебного процесса используются современные технологии. Например, модульно-рейтинговая система дает возможность студенту планировать свою итоговую отметку по дисциплине за счет поэтапного получения в течение семестра отметок по отдельным модулям этой дисциплины. Полученная в семестре отметка учитывается при сдаче экзаменов и зачетов. Объективность отметки гарантируется тем, что большинство экзаменов и зачетов сдается в форме тестов.

Состав и квалификация педагогических и управленческих кадров, а также других специалистов позволяет обеспечивать реализацию образовательных программ на высоком уровне. Для того, чтобы не отрывать фундаментальную подготовку от практики, мы приглашаем для проведения отдельных видов занятий по дисциплинам специальности и специализации специалистов-практиков.

Инновационная составляющая, внедренная в организацию образовательного процесса, позволяет предоставлять студентам комфорт и качественный сервис. Так как МИУ придерживается концепции открытых данных (open data) в области научно-методического обеспечения образовательного процесса – все материалы представлены на веб-сайте miu.by, студенты имеют возможность самостоятельно (в том числе и дополнительно) осваивать содержание дисциплин образовательных программ.

Следует отметить, что в МИУ уже давно отказались от традиционного студенческого билета и зачетной книжки. С помощью ИИС формируется электронная зачетная книжка и создается пластиковый студенческий билет. Предъявив студенческий билет, можно получить литературу в библиотеке, сдавать экзамены и зачеты, его применение дает возможность воспользоваться множеством дополнительных сервисов.

Интегрированная информационная система (ИИС) университета предоставляет студентам ряд дополнительных сервисов:

– ознакомление с расписанием занятий;

– просмотр учебной карточки (отметки, полученные на экзаменах, зачетах, защите курсовых работ и отчетов по практикам за весь период обучения);

– просмотр рейтинговой отметки;

– получение необходимых справок (для получения различных справок студенту не требуется обращаться в структурные подразделения университета, а используя пластиковый студенческий билет, самостоятельно получить их в надлежаще оформленном и распечатанном виде за 7-9 секунд) и др.

Для этого в университете во всех учебных корпусах установлены информационные терминалы. Также организован доступ к просмотру расписания занятий, учебной карточки и рейтинга студентов на веб-сайте университета.

Материально-техническая база позволяет составлять расписание занятий студентов дневной формы обучения в одну смену, начиная с 9 часов утра, а студентов-заочников – после 14 часов.

В МИУ имеется всё, что должно быть согласно критериям, установленным государством. Однако наш университет имеет достаточно много положительных отличий. Это: великолепный аудиторный фонд с мультимедийными средствами обучения, спортивная база, высокий уровень эстетического оформления зданий и прилегающих к ним территорий, а также безупречное их санитарно-гигиеническое состояние.

Университет расположен рядом со станцией метро «Автозаводская». Удобное транспортное сообщение экономит личное время студентов. Учебные корпуса расположены компактно, что не требует дополнительного времени и затрат на перемещения по аудиториям между учебными занятиями.

- Какие возможности предоставляет университет способным студентам для реализации своего потенциала?

- У нас имеются все условия для самореализации студентов в учебной, научной, общественной деятельности. Здесь заинтересованные студенты имеют возможность продолжить обучение на II ступени высшего образования – в магистратуре, а затем в аспирантуре и докторантуре. Мы ежегодно проводим открытые студенческие предметные олимпиады. Наши студенты достойно представляют МИУ на республиканских и международных олимпиадах. Для студентов, желающих заниматься научной деятельностью, работают научные кружки, семинары, научно-исследовательские лаборатории. Ежегодно лучшие студенческие работы представляются на Республиканский конкурс научных работ студентов и большинство из них удостаиваются дипломов первой, второй или третьей категорий. Традиционно в мае для студентов, магистрантов и аспирантов проводится международная научная конференция, на которой можно поделиться своими научными результатами.

Реализовать себя в общественной деятельности можно работая в Правительстве студенческого самоуправления МИУ. Также есть возможность для занятий художественной самодеятельностью.

- Наверняка многих заинтересует вопрос, каким образом в МИУ организована практическая подготовка?

- Наряду с подготовкой в университете студенты должны проходить практическую подготовку. Мы всегда в качестве баз практик подбираем такие компании, организации, предприятия, в которых наши студенты заинтересованы получать практические навыки. Базы практик в обязательном порядке согласовываются со студентами. Зачастую, наших студентов приглашают на работу именно в те компании, где они проходили практическую подготовку.

У нас отсутствует обязательное распределение на работу, по которому выпускники обязаны отработать в течение 2 лет. Это дает нашим выпускникам такие преимущества как возможность сразу трудоустроиться в те компании, где они планируют реализовать себя как специалисты, либо создавать и работать в собственных фирмах.

- Каковы Ваши пожелания абитуриентам 2017 года?

Многие студенты страдают от того, что сделали неправильный выбор, иногда это обстоятельство побуждает их в процессе учебы переводиться в другие учреждения образования или отчисляться. Выбор учреждения образования не должен вызывать сомнения, посему к нему нужно подходить обдуманно и ответственно.

Желаем абитуриентам 2017 года не ошибиться с выбором.


18.05.2017